Глава Брединского муниципального района Сергей Михайлович Воробьев

Официальный сайт Андреевского сельского поселения
Сайт Боровского сельского поселения
Сайт администрации Калининского поселения
Официальный сайт Комсомольского сельского поселения
Официальный сайт Администрации павловского поселения
Сайт Рымникского поселения

Баннерная сеть

Официальный интернет-портал правовой информации
 
ПРОКУРАТУРА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ
ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
В ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ
 
Права субъектов предпринимательской деятельности       при проведении контрольно-надзорных мероприятий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Челябинск 2015 год
 
 
 
Предпринимательская деятельность подлежит контролю (надзору) со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Цель каждой проверки – определить соответствие деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям нормативных правовых актов.
Продолжая работу по правовому просвещению субъектов предпринимательской деятельности и разъяснению основных способов защиты их нарушенных прав, отдел по надзору за соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Челябинской области, аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области разработал брошюру, в которой содержится информация об основных положениях Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также других нормативных правовых актов. 
 
 
Данное пособие поможет предпринимателям лучше ориентироваться в действующем законодательстве, знать свои права и обязанности, квалифицированно защитить их в случае неправомерного вмешательства в предпринимательскую деятельность должностных лиц органов государственного и муниципального контроля.
 
 
 
 
 
 
 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
                                                                                                                  стр.
Введение                                                                                                3
1.       Общие положения                                                                         4-8
2.       Виды и формы проверок                                                                        8-11
3.       Сроки проведения проверок                                                        11-12
4.       Согласование проверок с органами прокуратуры                    12-13
5.       Уведомление проверяемого о проверке                                       13-14
6.       Порядок организации и проведения проверки                           14-19
7.       Ограничения при проведении проверки                                      19-20
8.       Грубые нарушения, влекущие признание недействительными
    результаты проверки                                                                       21-22
 
9.       Как обезопасить себя от злоупотреблений при проведении
проверок и действий мошенников                                                      23-24
 
10. Куда обратиться, если при проверке нарушен закон                           25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Общие положения
 
Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля обязаны проводить проверки, руководствуясь Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон). 
 
 
1.1. Субъекты правоотношений в соответствии с Законом
 
1)                юридические лица, индивидуальные предприниматели;
2)                органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее – контролирующие органы), а также привлекаемые ими экспертные организации и эксперты.
Стоит иметь в виду, что на общественные организации, которые могут осуществлять общественный контроль в отношении субъектов предпринимательской деятельности, действие настоящего Закона не распространяется.
 
1.2. Сфера действия Закона
 
Закон регулирует отношения в области организации и проведения проверок и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в процессе их осуществления.
Действие закона не распространяется на контролирующие органы при проведении и осуществлении:
1)                оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;
2)                прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора) и правосудия;
3)                административного расследования;
               4)производства     по     делам     о     нарушении      антимонопольного
законодательства Российской Федерации;
5)                расследования причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц,
государственному и муниципальному имуществу;
6)                расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;
7)                проверок устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
8)                мероприятий по контролю, направленных на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и
манипулированию рынком;
9)                мероприятий, проводимых должностными лицами пограничных органов при осуществлении своих полномочий во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в
Азовском и Каспийском морях;
10)           контроля за осуществлением иностранных инвестиций; 11) контроля за экономической концентрацией; 
12)           контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере; 
13)           налогового контроля;
14)           валютного контроля;
15)           таможенного контроля;
16)           портового контроля;
17)           контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; 
18)           контроля на финансовых рынках; 
19)           банковского надзора; 
20)           страхового надзора; 
21)           надзора в национальной платежной системе; 
22)           контроля за осуществлением клиринговой деятельности; 
               23)контроля    за    осуществлением    деятельности    по      проведению
организованных торгов; 
24)           контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 
25)           контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 
26)пограничного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; 
27)контроля за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов;
28)контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информации об этих пользователях;
29) контроля за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 30) контроля и надзора за обработкой персональных данных.
 
Примечание:
Исключение из сферы регулирования данного Закона конкретных видов контроля не означает исключения из сферы его действия в целом деятельности конкретного контролирующего органа, который его осуществляет.
Например, действие Закона не распространяется на налоговый контроль, т.е. контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Данный вид контроля осуществляет Федеральная налоговая служба.
Однако она также проводит проверки применения контрольнокассовой техники (ККТ - регулируется Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»). На эти виды контроля действие Закона распространяется, поскольку они не входят в вышеуказанный перечень, хотя проводятся все той же Федеральной налоговой службой.
 
Кроме того, необходимо иметь в виду, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении:
 
1)                контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ;
2)                лицензионного контроля;
3)                экспортного контроля;
4)                контроля  (надзора)  за      деятельностью    саморегулируемых
организаций; 
5)                контроля (надзора) в сфере миграции;
6)                надзора в области связи;
8)                надзорав сфере рекламы;
9)                транспортного надзора (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта);
12)           надзораза соблюдением трудового законодательстваи иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
17)           пожарногонадзора;
28)           контроля(надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
29)           контроля за деятельностью аккредитованных лиц;
30)           экологического надзора;
31)           государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;
32)           государственного контроля (надзора) в свободной экономической зоне;
33)           федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств;
34)           государственного контроля(надзора) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
 
1.3. Контролирующие органы
Контролирующие органы можно разделить на три группы:
1.3.1.Федеральные контролирующие органы
Контролирующие органы в структуре Правительства РФ - федеральные службы. Такие органы подчиняются непосредственно Правительству РФ. К федеральным контролирующим органам на территории области относятся, например: Главное управление МЧС России по Челябинской области, Главное управление МВД России по Челябинской области, Управление Роспотребнадзора, Управление Росприроднадзора, Управление Россельхознадзора, Управление федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области, Государственная инспекция труда в Челябинской области и другие.
 
1.3.2.Контролирующие органы субъекта Российской Федерации (региональные)
Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение проверок, их структуру, полномочия, функций и порядок их деятельности. При этом данные нормы, установленные субъектами Российской Федерации, не должны противоречить рассматриваемому Закону. К региональным органам контроля относятся министерства, такие, например: Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Министерство экологии, Министерство строительства и инфраструктуры, Министерство дорожного хозяйства и транспорта, Министерство промышленности и природных ресурсов и другие.
 
1.3.3.Муниципальные контролирующие органы
Муниципальными органами власти являются муниципалитеты (исполнительные органы власти) и муниципальные собрания (представительные органы власти). Как правило, муниципальные контролирующие органы – это структурные подразделения исполнительных органов местного самоуправления либо отдельно созданные муниципальные учреждения. Проверки проводятся должностными лицами таких органов, уполномоченных в соответствии с их уставами (положениями) на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения требований, установленных муниципальными правовыми актами. 
 
ВАЖНО!
Муниципальным контролирующим органам в некоторых случаях передаются отдельные государственные полномочия, после чего у них появляется право осуществлять федеральный либо региональный государственный контроль (надзор), в том числе с правом составления административных протоколов по профильным статьям КоАП РФ.     
 
 
2. Виды проверок
 
 Согласно Закону проверки делятся на плановые и внеплановые
 
2.1. Плановые проверки:
 
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. 
 
Основание:
 
Ежегодный план проведения плановых проверок органа контроля
(надзора). 
Планы проверок размещаются на официальном сайте контролирующего органа в сети Интернет либо доводятся до сведения заинтересованных лиц иным доступным способом. 
Ежегодный сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации www.genproc.gov.ru,на сайте прокуратуры Челябинской области www.chelproc.ru.  
 
Плановая проверка проводится один раз в три года
 
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение трех лет со дня:
1)                государственной регистрации хозяйствующего субъекта;
2)                окончания проведения         последней плановой  проверки
хозяйствующего субъекта;
3)                начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
 
ИСКЛЮЧЕНИЕ! 
 
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлены постановлением Правительством Российской Федерации от 23.11.2009 № 944. 
Плановые проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут проводиться два и более раза в три года. Периодичность проведения плановых проверок в части соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности устанавливается Правительством Российской Федерации.
Законами, регулирующими правоотношения в области различных отраслей государственного контроля (надзора), также могут устанавливаться специальные основания и сроки проведения плановых проверок. Так, например, в соответствии с ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по перевозке пассажиров, багажа и грузов транспортными средствами.   
 
          
   ВАЖНО!
 
С 14 июля 2015 года в Закон внесены изменения, которые касаются особенностей организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (так называемые «надзорные каникулы»). В соответствии с изменениями в закон с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства. «Надзорные каникулы» не распространяются на субъектов малого бизнеса, осуществляющих виды деятельности, перечисленные на предыдущей странице. Изменения в закон не коснутся представителей малого бизнеса, в отношении которых в течение предшествующих трех лет с момента последней проверки принимались решения о привлечении к административной ответственности за совершение грубых нарушений в области осуществляемой деятельности, а также в случае, если в отношении таких субъектов малого бизнеса в течение указанных трех лет принимались решения о дисквалификации, приостановлении деятельности либо аннулировании лицензии.
 
ВАЖНО!
 
Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции от
29.06.2015) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2015 №702 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующие три календарных года: микропредприятия 120 млн. рублей, малые предприятия 800 млн. рублей, средние предприятия 2 млрд.рублей. Средняя численность работников также за предшествующие три года не должна превышать: микропредприятия – пятнадцать человек; малые предприятия- до ста человек включительно, средние предприятия: от 101 до 250 человек включительно.
 
 
2.2. Внеплановые проверки:
 
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. 
 
Основания: 
1.                Истечение срока исполнения хозяйствующим субъектом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
2.                Поступление в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, хозяйствующих субъектов, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права
которых нарушены).
3. Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
 
   ВАЖНО!
 
Законами, регулирующими правоотношения в области различных отраслей государственного контроля (надзора), также могут устанавливаться специальные основания и сроки проведения внеплановых проверок. Так, например, в соответствии с ч. 10 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011   № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям: 
1)                истечение срока исполнения ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
2)                поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензионных требований;
3)                истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
4)                наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
5)                наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
 
 
 
 
 
 
2.3. Формы проверок
 
Документарная 
Выездная 
Предметом являются сведения, содержащиеся в документах хозяйствующего субъекта, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
 
Предметом являются содержащиеся в документах хозяйствующего субъекта сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые хозяйствующим субъектом товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
 
 
2.4. Место проведения проверок
 
Документарная 
Выездная 
проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля
 
проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
 
 
 
 
3. Сроки проведения проверок 
 
Срок проведения каждой из указанных проверок не может превышать двадцать рабочих дней.
 
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний,специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений сотрудников, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
При этом стоит иметь в виду, что срок проведения каждой из проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.
 
4. Согласование проверок с органами прокуратуры
 
Согласованию с органами прокуратуры подлежат внеплановые выездные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основанием которых являются: 
 - поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является непосредственное причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.
 
Без согласования с органами прокуратуры проводятся плановые проверки, а также внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимые по основаниям: 
-   истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
-   нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
-   исполнение приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
 
ВАЖНО!
 
Законами, регулирующими правоотношения в области различных отраслей государственного контроля (надзора), также могут устанавливаться основания, при наличии которых проведение проверок осуществляется без согласования с органами прокуратуры. Так, например, ч. 3 ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентировано, что внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Решение о согласовании проверки, которое принимает прокурор, содержит: наименование органа прокуратуры, ФИО и подпись прокурора, гербовую печать органа прокуратуры, наименование, ИНН, ОГРН, адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которого согласовано проведение проверки, в том числе фактический адрес осуществления предпринимательской деятельности, срок проведения проверки, наименование контролирующего органа, уполномоченного на проведение проверки, номер и дату распоряжения контролирующего органа о проведении проверки. 
 
Решение прокурора о согласовании проверки может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд. 
 
5. Уведомление проверяемого о проверке 
 
Плановая  
Внеплановая 
О проведении плановой (выездной, 
документарной) проверки хозяйствующие субъекты
уведомляются контролирующим органом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа органа контроля (надзора) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
 
В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации контролирующий орган обязан уведомить саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.
 
О проведении выездной внеплановой проверки хозяйствующий субъект уведомляется контролирующим органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
 
ИСКЛЮЧЕНИЕ!
 
 Не требуется уведомления о внеплановой выездной проверке проводимой с согласования органов прокуратуры в связи с поступлением в органы контроля (надзора) информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов
Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение такого вреда;
 
-   нарушением прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены):
-   если в результате деятельности хозяйствующего субъекта причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. 
 
 
6. Порядок организации и проведения проверки
 
Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.Соответственно, другие должностные лица контролирующих органов подписывать подобные документы не имеют права.
Необходимо помнить, что проверка может проводиться только должностным лицом (лицами), указанным в соответствующем распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа.
Проведение проверки всегда начинается с предъявления сотрудниками органа контроля служебного удостоверения. Одновременно производится процедура ознакомления под роспись представителя проверяемого лица с распоряжением (приказом) о проведении проверки.
В распоряжении (приказе) должны быть указаны
1)                наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
2)                фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3)                наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;
4)                цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5)                правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6)                сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7)                перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
8)                перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9)                даты начала и окончания проведения проверки.
Изучая распоряжение о проведении проверки, необходимо обратить внимание на сроки проведения проверки в соответствии с планом (касается плановых проверок). Как уже указывалось ранее, планы плановых проверок публикуются в общедоступном виде на сайтах контролирующих органов, а также на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Челябинской области. Проведение плановой проверки в сроки, не предусмотренные планом плановых проверок, относится к грубым нарушениям Закона.  
Следует обратить внимание на то, что Законом нормативно определено, что относится к понятию «мероприятия по контролю». Помимо перечисленных в законе, никакие другие действия контролирующих органов не могут считаться законными. Это следующие действия, совершаемые в рамках мероприятий по контролю:
1)                рассмотрение документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
2)                обследование используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых грузов;
3)                отбор         образцов  продукции,         объектов    окружающей      и
производственной среды;
4)                проведение исследований, испытаний, экспертиз отобранных образцов и расследований, направленных на установление причинноследственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда.
Совершение проверяющими иных действий в рамках действия Закона (просьбы показать при помощи работников проверяемого лица, как работает оборудование, отбор письменных объяснений, требования тут же, на месте, наказать виновных, и т.п.) свидетельствует о нарушении прав субъектов предпринимательской деятельности.    
 
6.1. Обязанности должностных лиц контролирующих органов
1)                своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2)                соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемого; 
3)                проводить проверку на основании распоряжения или приказа о её проведении в соответствии с её назначением;
4)                проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, а выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа, копии документа о согласовании проведения проверки (если это является обязательным условием в соответствии с Законом); 
5)                не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6)                вручить заверенную копию распоряжения (приказа) руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений и копии документа о согласовании проведения проверки; 
7)                по просьбе проверяемого должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны ознакомить с административными регламентами проведения проверки.  
8)                по     требованию        проверяемого     представить        информацию          о контролирующем органе в целях подтверждения своих полномочий;
9)                по результатам проверки составить акт по установленной форме в двух экземплярах, к которому приложить протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований
10)           вручить руководителю (либо представителю) проверяемого лица указанный акт с копиями приложений к нему под роспись, либо направить его заказным письмом с уведомлением;
11)           выдать предписание об устранении выявленных нарушений, если таковые имеются, с указанием сроков их устранения;
12)           проконтролировать устранение выявленных в ходе проверки нарушений; 
13)           принять меры к предупреждению нарушений, предотвращению возможного причинения вреда, а также меры по привлечению лиц,
допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
14)           учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности;
15)           не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
16)           не требовать от проверяемого документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
17)           осуществить запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;
18)           доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
 
Статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях      установлена       административная     ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального        контроля за      несоблюдение    требований законодательства о государственном контроле (надзоре). 
В частности, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа в размере до десяти тысяч рублей, либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в: 
-   проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения;
-   нарушении сроков проведения проверки; 
-   отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, 
-   проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора); 
-   непредставлении акта о проведенной проверке; 
-   привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан, либо проведении плановой проверки;
-   проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.  
В случае, если при проведении проверки данные нарушения имели место, необходимо без промедления обращаться в органы прокуратуры с заявлением, в котором, по возможности, следует указать дату, время, место совершения правонарушения, наименование органа и ФИО должностного лица, проводившего проверку, существо нарушения и иные необходимые данные для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Прокуратура является единственным органом, который в соответствии с законом наделен полномочием по возбуждению административных дел по указанной статье. Срок давности привлечения к административной ответственности за данный вид правонарушений составляет один год, по истечении которого привлечь виновное лицо к административной ответственности будет невозможно. 
 
6.2. Права проверяемого Проверяемый имеет право: 
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
-   получать от контролирующего органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом;
-   знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа
государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
-   в случае несогласия с актом проверки в течение 15 дней с даты получения акта представить в контролирующий орган в письменной форме возражения относительно содержания акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений;
-   привлекать Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области к участию в проверке (Уполномоченный вправе принимать участие в выездной проверке с письменного согласия проверяемого (заявителя); 
-   на возмещение вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц контролирующих органов, включая упущенную выгоду (неполученный доход);
-   на направление в контролирующий орган заявления об исключении проверки из плана в отношении себя, если есть основания полагать, что такая проверка будет проводиться в нарушение закона;
-   обжаловать действия (бездействие) проверяющих, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
 
Примечание:
При определении размера вреда также учитываются расходы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.
 
6.3. Обязанности проверяемого.
При проведении проверок проверяемые:
-   юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
-   предоставить должностным лицам контролирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки; 
-   обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
  
Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
 
7. Ограничения при проведении проверки
 
Проверяющие не вправе:
1)                     проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
2)                     осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица,
индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя; 
3)                     требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4)                     отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
5)                     распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6)                     превышать установленные сроки проведения проверки;
7)                     осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
 
8. Грубые нарушения, влекущие признание недействительными результатов проверки
 
-   отсутствия оснований проведения плановой проверки;
-   нарушение срока уведомления о проведении проверки; 
-   привлечение к проведению проверки не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;
-   отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки;  
-   отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего
предпринимательства; 
-   нарушение сроков и времени проведения проверок, в том числе в отношении субъектов малого предпринимательства;
-   проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
-   истребование документов, не относящихся к предмету проверки; 
-   непредставление акта проверки;
-   проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
-   участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.
Результаты проверки признаются недействительными контролирующим органом либо судом по заявлению проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя.
 
9. Как обезопасить себя от злоупотреблений при проведении проверок и действий мошенников
 
Законом устанавливаются требования к размещению общедоступной информации о проведении проверок малого и среднего бизнеса на специализированном сайте в сети «Интернет». Территориальные органы федеральных органов государственной власти обязаны размещать информацию о своих проверках в сети «Интернет» с 01 июля 2015 года, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) - с 01 июля 2016 года, органы муниципального контроля - с 01 января 2017 года. При этом органы контроля несут ответственность за достоверность внесенной информации. Любое лицо при посещении сайта единого реестра проверок www.proverki.gov.ruвправе получить общедоступную информацию о проведении контролирующими органами проверок в отношении себя, в том числе получить сведения, содержащиеся в распоряжении о проведении проверки, акте проверки, полученных по итогам проверки результатах, принятых по завершении проверки мер.
Таким образом, процедура проведения плановых и внеплановых проверок органами государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого и среднего бизнеса стала более прозрачной, а у представителей малого и среднего бизнеса появилась возможность обезопасить себя от возможных нарушений со стороны контролирующих органов или от проявлений мошенничества, проверив информацию о проведении в отношении себя проверки путем посещения специализированного сайта в сети «Интернет».     
 
10. Куда обратиться, если при проверке нарушен закон
 
Если Вы полагаете, что при проведении проверки должностные лица органа контроля своими действиями (бездействием) нарушают Ваши права, Вы вправе их обжаловать и обратиться с соответствующим заявлением:
-                     в порядке ч. 1 ст. 20Федерального закона№ 294-ФЗ к вышестоящему должностному лицу органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
-                     в порядке ч. 4 ст. 21 Федерального закона№ 294-ФЗ и ст. 10 Закона Челябинской области от 29.08.2013 N 519-ЗО «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области» к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Челябинской области;
-                     в порядке ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органы прокуратуры по месту нахождения органа контроля;
-                     в судебном порядке в соответствии сКодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации,Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, п. 4 ст. 21 Федерального закона№ 294-ФЗ.
 
 
 
Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 10 декабря, 2017 [02:51]
Дата изменения: 05 июня, 2018 [02:58]